The king is dead. Long live the king. (i_zhan) wrote,
The king is dead. Long live the king.
i_zhan

Category:

[ (не) вольный путеводитель по театру | little lifehack ]

За последние два года я стала немного ближе к театру. Не скажу, что он стал для меня проще, но понятнее — это да. Все, что здесь будет написано: шаткие конструкции обобщений, случайные наблюдения, а местами и вовсе домыслы, — в общем субъективный поток сознания. И вот ведь какая шутка: ничего другого ни в учебниках, ни в монографиях, ни  в заумных статьях искусствоведов нет. Поехали.


Театр — это как Discovery Animal Planet, только про людей. Помни об этом, если вдруг окружающие знатоки вдруг сильно окружат​. Только зоологам дано понять всю сложность спаривания в львином прайде, а любые рассуждения нубов на эту тему сильно смахивают на зависть (львы занимаются сексом до 50 раз в сутки, но вы keep calm, держите себя в руках ;)

Для зрителя театр — это то, как чувствуешь. Кто-то добавит «и то, сколько читаешь», но давайте договоримся так: много читать — это всегда хорошо. Не стоит насиловать себя пьесами, театральными  рецензиями и биографиями Станиславского и Чехова, если штурм ГИТИСа не первая ваша необходимость. Не покупаете же вы книжки об электромагнитизме вместе с микроволновкой. Так что просто наслаждайтесь.

Ошибиться в театре невозможно - и это невероятно круто. Нюансы есть, но они в конечном итоге упираются в готовность понимать, что же ты все-таки чувствуешь и почему. Реветь в фойе после каждой постановки не требуется, но побочных эффектов не избежать: чувства мамы и бойфренда станут понятнее, а новый номер Cosmopolitan станет тоньше на рубрику, а то и две - расстаться с советами глэм-психологов и сопливыми баснями a'la Стас Михайлов в прозе захочется скоро, очень скоро.

Самое важное в начале - преодолеть реакцию в формате «нападай или беги»: не критикуй сразу, дай взбаламученной воде отстоятся. Театр приглашает подумать (любой) — подумать о тех самых чувствах. А это всегда стресс для котика, обитающего внутри черепной коробки: хитрец слишком избалован простыми углеводами и доступными  удовольствиями (постельными, электронными... их миксом) и сделает все, чтобы и дальше все оставалось так.

Театр удовольствие рисковое: никогда не знаешь, что накопаешь в себе, а что не звано поднимется со дна -  будоражащие фантазии или длинные тонкие иголки чужих упреков. Но кто не рискует, тот (скажу, как есть) унылый, тухлый чувачок.

Театр — это не просто фитнес для серого вещества, это интеллектуальный экстрим. Как только вы свыкнетесь с этой мыслью, все встанет на свои места: не всем дано штурмовать горные реки, но отдыхать на берегу этих рек и наслаждаться чужим адреналином тоже волнительно, разве нет?

Не судите постановку по первому акту и по количеству освободившихся в антракте мест. По статистике 80% зрителей, уходящих посреди спектакля, делают это из-за забытого ужина с тещей или неявившейся няни, идиотского расписания общественного транспорта или экстренного визита к стоматологу. И только 20% готовы забыть уплаченные за билет деньги, гадя на лету злобными постами в «Твиттер». (Кем бы были болельщики «Барселоны» или «Манчестера», если бы сделали, как они? Верно — рэдисками). Второй акт — он, как десерт. К тому же всегда есть красавчик, за которого стоит поболеть в финале ;)

«Театр? Ой, знаю: бестолковые метафоры, мишура, пафос и блёстки. Где мясо, где крыловская мораль, за что вам деньги платят? (из моих налогов, ага)» - стонала и фырчала я большую часть сознательной жизни. За пафос и блёстки ничего не скажу, а вот с метафорами отношения у меня стали много сложнее… Я не ловлю их на лету. Даже близко нет. Каждый раз, чтобы понять, что за мир оживает перед тобой, приходится как следует в себе окопаться. Порой выходит парк песочных скульптур, в другой раз — натуральный блиндаж, а с ним — война и немцы: и автор пьесы - мудак, и режиссер - дурак, и художник все сделал не так, а артисты — лентяи, прохиндеи (что это за слово вообще, кстати?) и бесталанные имитаторы... и кресла в зале неудобные.

Серьезно. Этот тот самый момент, когда нужно остановиться и задаться вопросом: что же это внутри так бунтует, из-за чего вдруг стало возможным обругать (пусть и про себя) полтора десятка (полсотни или сотню) людей? что зарывает хитрый кот в горшке с геранью?

Конечно, плохие (снобы пользуют слово «неудачные») спектакли случаются. И плохие кресла тоже. А еще гадостные дни, погода ни к черту и плохие новости. Тут главное набраться терпения и раскидать по полочкам мух и котлеты. Вот и все. Делов-то ;).


P.S.: Забудьте все, что здесь прочитали и просто ходите в театр
iZhan, июль 2015
Tags: как понять театр, как ходить в театр, путеводитель по театру, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment