The king is dead. Long live the king. (i_zhan) wrote,
The king is dead. Long live the king.
i_zhan

[«КИСЛОРОД: СВЕТА & САША» | ТЕАТР]

Современной драматургии мало: по-настоящему современной, не из второй половины 20 века, и уж тем более не из первой (при всем уважении, ремарки типа «остается актуальным и сегодня» - не годятся никуда), - а в регионах она и вовсе зверь краснокнижный. Живых авторов ставить отчего-то избегают, поэтому сам факт появления «Кислорода» на сцене МТА – уже событие с огромным положительным зарядом. Тем более что пьеса состоялась силами таких ярких актеров, как Светлана Сатаева и Александр Савин.

Конечно, выбор пьесы - спорный. Произведение Ивана Вырыпаева «Кислород» (2002) - вещь признанная, без пяти минут культовая и окруженная ореолом международного успеха. Однако же увидеть ее на театральных подмостках за границами МКАД – почти фантастика. Впрочем, от этого есть лекарство - одноименный фильм, снятый самим автором. Все это грозит режиссерам-смельчакам искушением впасть в бездумное копирование. Грозило это и Сатаевой, для которой постановка «Кислорода» в «Пятом углу» - режиссерский дебют в МТА. Тем не менее, она смогла найти свой подход, который скорее всего позволит спектаклю войти в репертуар Молодёжки.


Ее «Кислород» поставлен близко к тексту – и это довольно серьезная проблема. Оригинал достаточно сложен для восприятия - реплики здесь богаты легко читаемыми библейскими цитатами (именно они задают ритм произведению), но выводы Вырыпаева неожиданны, а вдумчиво следовать за витиеватой авторской мыслью неотрывно и скрупулезно получается, увы, не всегда.

Сатаева нашла ключ к тексту в доверии к партнеру. К Саше Савину, который на протяжении целого часа то бьет ее по лицу, то нещадно таскает за медно-рыжие волосы. При этом каждый приступ агрессии заканчивается гротескным юмором, вторящим противоречивой истории девушки Саши из Москвы и парня Саши из Серпухова. За счет этого спектакль, который скорее представляет из себя монодиалог, разбивается на отдельные главы и по драматичности не уступает академическим постановкам.

Находку приумножил актерский талант ребят - каждую эскападу, каждый переход от насилия к иронии, зритель воспринял так живо, с таким возмущением, а затем облегчением, каких удостаивают не многие спектакли.

Во многом дело в компактности «Пятого угла» - напряжение создает близость действа: заряженность актеров передается зрителю далеко не метафизическими путями. Сначала это запахи: удивленно коньячный, романтично розовый, а в финале – приземлено… колбасный. И в какой-то момент первый ряд уже пьет коньяк с мужем Саши из Москвы в исполнения Анатолия Кошкарева. Ему, кстати, роль второго плана без слов совершенно не мешает сначала создавать в зале хулиганское настроение, а затем загонять его своей яростью в оцепенение.

Актерский дуэт Светы и Саши – безусловно хорош. Но в целом спектакль пока неровный: немного несыгран, местами чувствуются спотыкания о текст и скомкан финал (его в последнее время регулярно переписывают). Хочется увидеть чуть больше азарта и уверенности в прочтении материала, ведь он создан на грани фола - на грани, за которой рождаются новые философии и религии. Да, убеждать длинными речами всегда сложнее, чем короткими лозунгами. Но именно поэтому немного безумия и пророческой экзальтации персонажам не повредит. Впрочем даже в нынешнем виде* у этой постановки есть все, что стать одним из самых интересных экспериментов сезона.

К тому же для Молодежки «Кислород» может стать прорывом – в том поиске, в котором театр находится сегодня, прежде всего творческого вектора. В отсутствии собственного драматургического цеха – приобретение авторских прав вполне обыденный, нисколько не стыдный мировой опыт. К тому же у жителей региона появится шанс увидеть лучшее из того, что смотрят Москва и Петербург.

* Как вино со временем становятся только лучше, так и спектакли тем интереснее, чем лучше сыгранность труппы. Поэтому тем, кто ходит смотреть спектакли только один раз – театралы советуют покупать билеты на 5-7, а лучше 10-й показ, – а не на премьеру.
Tags: александр савин, алтай, алтайский край, барнаул, иван вырыпаев, кислород, молодежный театр имени золотухина, светлана сатаева
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment